Тонировка при реставрации изделий из дерева

Тонировка при реставрации изделий из дерева

Под термином «тонировка» понимают восстановление изначального цвета изделия в местах утрат лакокрасочного слоя. Тонировка — это сложный, ответственный процесс. Места с утраты красочного слоя визуально бросаются в глаза и не существенно сказываются на внешнем виде изделия. Цель тонировки при реставрации заключается в том, чтобы восстановить фрагменты поверхности так, чтобы они не были заметны глазу.

К тонировке реставратор прибегает в том случае, когда лакокрасочное покрытие было плохо закреплено и осыпается или при частичных повреждениях (сколы, царапины, вмятины и т.д.). Тонировка необходима и во время полной замены покрытия для подбора нужного цвета и оттенка (колеровка).

Следовательно, тонировка либо выполняется поверх имеющегося лака или краски, либо после снятия оригинального покрытия. Задача реставратора восстановить облик вещи, максимально близкий изначальному.

Перед тонировкой состав утраченного грунта и лака/краски подбирается путем исследований образцов «родных» материалов. Когда грунт найден его и красочный слой наносят на поверхность предмета только в местах утрат, не касаясь других слоев. Эта опирается может быть проведена в несколько слоев.

В реставрационной мастерской «Рунос» мастера следуют важнейшим принципам тонировки изделий из дерева при реставрации мебели, скульптуры, резьбы:

1. Тонировка утрат не допускает проявлений свободного художественного творчества реставратора и применения неаутентичных материалов.

2. Краска должна наноситься строго в пределах утрат.

3. Тонировка должна быть удалена без ущерба для сохранности изначального лакокрасочного слоя.

4. Фактура поверхности и цвет восстановленного участка фрагмента должны быть максимально близки к фактуре и цвету прилегающих участков покрытия.

5. Реставратор должен наносить новые слои покрытия в той же технике, теми же движениями кисти, в том же направлении, что и было при изготовлении изделия.

6. Реставратор должен представлять и нести ответственность за то, как «поведет» себя тонированный фрагмент в дальнейшем при эксплуатации изделия владельцем.

Различают два основных вида тонировок:

1. Обычная тонировка незначительных утрат лакокрасочного покрытия — наиболее часто встречающийся вид тонировки при реставрации. Цвет, а порой и рисунок (имитация фактуры дерева или фрагментов росписи) для тонировки устанавливается по рисунку и цвету окружающей поверхности. Как бы многочисленны ни были мелкие утраты, всегда удается проследить рисунок и установить цвет утраченных частиц.

2. Реконструкция изначального облика изделия по сохранившимся фрагментам и архивным документам, образцам в случае массового производства.

Замены в местах утрат обязательно должны сочетаться с целым и не быть заметны.



яндекс.ћетрика