Технологии и термины реставрации мебели и изделий из дерева

Технологии и термины реставрации мебели и изделий из дерева

Термины, которые у нас и у наших заказчиков вызывают вопросы при реставрации мебели и иных изделий из дерева

Наша небольшая коллекция наиболее распространенных терминов и понятий не претендует на исчерпывающий характер. Ее задача дать Вам – нашим предполагаемым заказчикам или ученикам – общее представление о реставрации мебели и других изделий. Данные нами определения максимально упрощены, а некоторые даже несколько ироничны. Будем рады дополнениям!

Больший объём информации, связанной с различными нюансами реставрации, можно найти на "Форуме реставраторов". Помимо книг, справочников, интересных тематических статей здесь можно получить квалифицированную консультацию и подходящего лично Вам специалиста.

ЧТО ТАКОЕ РЕСТАВРАЦИЯ?

Реставрация – это соблюдение некоторых общих методов и принципов, свойственных тому или иному искусству или конструкции  прошлого. По сути, ее можно рассматривать, как процесс восстановления первоначального состояния вещи, возвращение ей ее внешнего вида и функций. Именно этим занимается реставрационная мастерская "Рунос".

ЧТО ТАКОЕ УХОД ЗА МЕБЕЛЬЮ?

Уход за мебелью, прежде всего, - это поддержание ее функций, например движущихся частей, мебельных дверей, ящиков или сохранение самих дверей и окон, замков, защелок и т.п. в надлежащем состоянии. Помимо этого сюда можно отнести поддержание целостности изделия, а именно сохранение и фиксация ножек, стенок и других частей.

ЧТО ТАКОЕ КОНСЕРВАЦИЯ?

Задача консервации – максимально сохранить оригинальный материал. Нередко для этого даже сохраняются следы повреждений. В этом случае, реставрация предполагает подготовку поврежденного древесного материала в качестве альтернативы для восполнения с учетом конструктивных и эстетических аспектов изделия.

Главное отличие консервации от реставрации (восстановления) мебели в том, что изначальное состояние изделия всеми средствами «защищается», «замораживается», то есть, по сути, консервируется. Самый яркий пример этому – это пропитка пористого ветхого дерева специальными консервирующими веществами для его защиты и укрепления вместо удаления. Консервация применяется в тех случаях, когда ценность и историческая значимость предмета гораздо важнее, чем его внешний вид и удобство в эксплуатации. Например, музейный предмет.

ЧТО ТАКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ МЕБЕЛИ?

Обновление или реновация в широком смысле – это превращение чего-либо снова в новое, например, ремонт окон и дверей, в том числе, с помощью современного оборудования. Это нередко подразумевает применение современных красок или добавок, новых ингредиентов, то есть к изначальному состоянию предмет мебели в ходе обновления/реновации возвращен не будет.

АБИЕНТОВЫЕ ЛАКИ изготовляются путем растворения абиетиновой смолы (окисленной канифоли) в спирте. Лучший лак № 3 Главлесхима. Минус - имеет темный цвет и плохо полируется.

АММИАК. Тривиальное название для аммиачной воды. NH 4 OH. Аммиак, раствор газообразного аммиака (NH3) в воде. Если использовать для удаления старых масляных красок, то нужен 1 мл H2O на 1л аммиака.

Воздействие на поверхность ограничено, поскольку такие средства снижают поверхностное натяжение вещества и могут привести к смачиванию.. Сериалы являются поверхностно-активные; то есть стихать поверхностное натяжение и привести к смачивания. Очищающие свойства (смачивающие, диспергирующие, эмульгирующие и поглощающие) на основе двух типичных групп в соединениях: гидрофобный (углеводородный радикал) вызывает поверхностную активность, гидрофильный (-СООН), то есть растворимость в воде. При промывке окружают загрязнения-гидрофобы, что при промывке водой переводит загрязнения в коллоидную форму.

ВОСПОЛНЕНИЕ конструктивных утрат мебели из массива дерева. Желательно для усиления общей прочности, предотвращения деформации конструкции, улучшения вида. Восполнение затруднено либо невозможно, если отсутствуют достоверные сведения о форме утраченной детали. Если утрачены части деталей из массива (ножки, царги, проножки и другие), то их восполняют путем копирования симметричных или аналогичных деталей. Если утраченная деталь или часть детали имеет простую форму, то аналогичную или симметричную детали используют в качестве шаблона. По этому шаблону изготавливают в размер новую деталь. При копировании деталей сложной формы необходимо вычертить сложный эскиз, например для восстановления контура резной детали делают шаблон по одному из двух способов - либо обмером, либо слепком. С примером такого рода работы, выполненной мастерской "Рунос", познакомьтесь в статье "Реконструкция деталей из дерева при реставрации мебели и скульптуры".

ВОСПОЛНЕНИЕ УТРАТ ФАНЕРОВКИ производится в эстетических целях, так как на общую прочность и дальнейшую сохранность мебели эти устраненные дефекты при оптимальных условиях хранения не влияют. Дефекты фанерованной поверхности, такие как глубокие трещины, вмятины, сколы, выбоины и другие, заделывают вставками из шпона, подобранного по цвету и текстуре в процессе работы. При восполнении утрат фанеровки следует руководствоваться очевидным правилом: производить как можно меньше замен старой, авторской фанеровки.

ВЫТРАВЛИВАНИЕ. Процесс, при котором удаляются нежелательные (прежде всего, масляные краски). Вытравливание представляет собой химический процесс, при котором структура содержащих жирные кислоты красок  «растрескивается». Использующийся при этом щелок очень концентрированный.

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА - резьба по дереву в виде двух-трех или четырехгранных выемок, образующих на фоне узор из геометрических фигур - прямоугольные или квадратные шашки, звездочки, прямые или очерченные по кругу, в сетчатом орна­менте или в розетке. Эти узорчатые элементы врезают в фон под различным углом стамеской-уголком, ножом-косяком или скальпелем.

ГНЕЗДО-ШИП – соединение деревянных элементов, которое представляет собой прямоугольный вариант конструктивной сборки мебели и имеет два основных способа создания. Первое, когда гнездо с уступом и шип - один конец деревянного элемента отрезается и подгоняется таким образом, чтобы входить в гнездо, вырезанное в другом элементе. При другом способе шип находится на одном уровне с одной стороны плоскостной обвязки мебельной детали, например выдвижного ящика стола.

ДЕЗИНФЕКЦИЯ – обработка в целях борьбы с насекомыми-вредителями и грибками и профилактики деревянной мебели через пропитку специальными растворами на основе канифоли, даммары, шеллака, мастики, а также такими препаратами, как «Пентабокс». Мастерам "Рунос" нередко приходится вести бой с вредителями с целью спасти восстанавливаемую мебель. И один из таких случаев описан здесь.

ДРЕВЕСИНА - основной материал для реставрации мебели. При реставрации необходимо использовать не только той же породы, что и восстанавливаемая вещь, но и, желательно, того же возраста. Применение новой – это имитации, а именно подборка близкой по текстуре, цвету, плотности, степени усушки, склонности к растрескиванию и короблению.

ЗАВАЛЬНАЯ РЕЗЬБА выполняется в технике контурной резьбы, только двугранные выемки режутся более глубокими, а их кромки закругляются (заваливаются). Декоративность завальной резьбы усиливается полировкой.

ИНКРУСТАЦИЯ - это интарсия, дополненная мозаикой из кости, перламутра, янтаря, металла и других материалов.

ИНТАРСИЯ - способ украшения мебели, представляющий собой вид деревянной мозаики, при которой в лицевой поверхности из массива дерева вырезают резцами очертания узора или фигурного изображения и в полученные углубления вставляют кусочки дерева, разные по текстуре и цвету.

КАНИФОЛЬНО-ШЕЛЛАЧНЫЕ ЛАКИ. Для улучшения качества к канифольным лакам добавляют шеллак и получают смешанные лаки, например лак марки «СМС-2».

КАНИФОЛЬНЫЕ ЛАКИ изготовляются путем растворения канифоли в спирте, иногда с добавлением пластификатора. Чистые канифольные лаки непригодны для отделки мебели и находят применение лишь при кустарной отделке мелких поделок из дерева. Пленка этих лаков обладает пониженной теплостойкостью и хрупкостью.

КЛЕЙ. Вещество, которое соединяет одну часть с другой, закрепляет или склеивает их. Есть химический, минеральный или органический клей.

КОНСЕРВАЦИЯ. Задача консервации – максимально сохранить оригинальный материал. Нередко для этого даже сохраняются следы повреждений. В этом случае, реставрация предполагает подготовку поврежденного древесного материала в качестве альтернативы для восполнения с учетом конструктивных и эстетических аспектов изделия. Главное отличие консервации от реставрации (восстановления) мебели в том, что изначальное состояние изделия всеми средствами «защищается», «замораживается», то есть, по сути, консервируется. Самый яркий пример этому – это пропитка пористого ветхого дерева специальными консервирующими веществами для его защиты и укрепления вместо удаления. Консервация применяется в тех случаях, когда ценность и историческая значимость предмета гораздо важнее, чем его внешний вид и удобство в эксплуатации. Например, музейный предмет.

КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА – резьба в виде небольших тонких выемок. Рисунок получается узким и резким без светотеней, особенно на темном, но форма и красота линий придает особую выразительность изделию. Чаще всегоиспользуется в изобразительных мотивах: листьях, цветах, фигурках животных, птицах и так далее.

КОНЦЕНТРАЦИЯ РАСТВОРИТЕЛЯ. Насколько сильно должен быть растворен растворитель в веществе. Проникновение растворителя усиливается при его использовании на поверхности пористых по структуре материалов (например, дерево), то есть там, где больше сила натяжения, меньше вязкость растворителя. Существуют два отличия:  1) капиллярный эффект, то есть проникновение в трещины и т.д.; 2) диффузия, при которой на молекулярном уровне происходит транспортировка в слои твердого вещества, успешность которой зависит от различной концентрации. Чем выше проникающая способность, тем опаснее растворитель.

КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЯРНОСТИ.  (P`): Грубая классификация растворителей в соответствии с их полярностью: слабая: P` <3 Тяжелая: P `3 - 5.5. Сильная: `P> 5,5. Значения P `варьируется от 0 для алифатических углеводородов и 10,2 для воды.

КРАСКА используется при отделке мебели для имитации (крашения) ценных пород древесины, шпона, массива древесины и вновь изготовленных деталей. У твердых и плотных пород процесс окрашивания идет лучше, чем у мягких и рыхлых. Окрашивание древесины может быть поверхностным и глубоким. При реставрации деревянной и фанерованной мебели применяют в основном глубокое окрашивание, иначе при высыхании и шлифовке часть поверхностного слоя теряется и древесина светлеет. Процесс окрашивания производится тремя способами: вымачиванием, нанесением раствора кистью, нанесение раствора губкой.

ЛАСТОЧКИН ХВОСТ («бабочки») - соединение двух плоских деревянных элементов представляет усложненный вариант соединения «гнездо-шип» в виде сдвоенных шипов.

МАРКЕТРИ - представляет собой украшения художественной мебели и относится к плоскостному набору узора или рисунка из кусочков шпона ценных пород дерева, при этом слой этого дерева закрывает основу из простых пород.

МАСЛА И ЖИРЫ. Собирательный термин для твердых, полутвердых или жидких, растительных или животных продуктов, которые химически состоят из смеси глицерина и высших жирных кислот (монокарбоновые кислоты). Масла становятся жидкими при комнатной температуре, а жиры нет. Масла нерастворимы в воде и легче, чем вода.

Мыло или специальные продукты подходя для очистки деревянных полов и мебели от масел и воска. Они используются в этих случаях для ежедневной очистки и образуют очень тонкую мыльную защитную пленку.

НАКЛАДНАЯ РЕЗЬБА - та же прорезная резьба, ее накладывают и приклеивают (прикрепляют) к деревянной основе мебели. Этот вид резьбы широко применяли для украшения фанерованных поверхностей мебели, придавая ей высокие художественно-декоративные качества.

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ. Процесс после применения щелочи по дереву (или после тонирования), необходимый, чтобы уменьшить рН. Реакция между кислотами и основаниями, образует воду и соль. Экзотермический процесс – низкое возникновение тепла. Кислоты диссоциируют в водном растворе вH + - ионы и кислотный радикал (например, Cl-). Основы диссоциируют в водном растворе в Hxdroxidionen (OH) и ионов металлов (например, Na +). Кислота + база → соль + вода.

НЕФТЕННЫЕ РАСТВОРИТЕЛИ. Класс веществ: смеси алканов (CnH2n +2) и/или циклоалканы (CnH2n) и/или ароматических соединений (CnHn). Включают, в частности, бензин, скипидар, уайт-спирит, керосин, спирт, парафин, нефть и др. Поскольку состав обширен и подвижен, не существует определенной химической формулы. Хороший растворитель для жира, масла, воска, парафина, битума и т.д.

ОКИСЛЕНИЕ – химическое соединение элементов или объединение с кислородом, например, при сжигании угля, появление ржавчины на железе или затвердении масел. Окисление элемента приводит к увеличению его положительного заряда.

ОТБЕЛИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ применяют для подготовки перед крашением заделки из новой древесины, необходимой для восполнения утрат. Отбеливающие составы: хлорная известь, перекись водорода, щавелевая кислота и другие. Древесина ценных пород (палисандра, лимонного дерева и ряда других) не отбеливается.

ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - материалы, которые образуют бесцветные светостойкие покрытия. Их условно можно разделить следующим образом:

ОЧИСТКА МЫЛОМ Натриевые и калиевые соли высших жирных кислот. (таких как натрий). Анионное поверхностно-активное вещество. Мыльная обработка проходит с использованием:

- жидкое мыло: калиевые соли жирных кислот.

- твердое мыло: натриевые соли жирных кислот;

1) жирные масла: эфиры глицерина.

2) эфирные масла - смеси различных сложных эфиров, спиртов и кетонов.

3) минеральные масла - смеси жидких, преимущественно алифатических углеводородов (оливковое масло, льняное масло, маковое масло, масло грецкого ореха, масло подсолнечное и др.).

ПАРАФИН. Тривиальное наименование алканов – восковых продуктов, которые состоят из смесей с высоким молекулярным весом линейных или разветвленных углеводородов.

ПЛОТНОСТЬ (древесины) зависит от отношения массы и объема древесины к влажности. Это (почти для всех пород древесины) пл. = 0,55 г/см3 (при 12% влажности). Это означает, что объемная плотность древесины состоит в линейной зависимости  от объема пор.

ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (ПАВ). Мыло и моющие средства - водорастворимые органические вещества из низкомолекулярных соединений, которые значительно снижают поверхностное натяжение воды. Содержат гидрофильную (полярную) и гидрофобную (неполярную) части. Такой гибридный характер делает их поверхностно-активными.

Поликонденсация – образование макромолекул вследствие разделения маленьких молекул, например вода. Эстер + вода = Alk + кислота. Поликонденсаты: сложные полиэфиры, полиамиды, поликарбонаты, силиконы.

Полимеризация – соединение макромолекул (мономеров к полимерам) в множество разнообразных связей без образования новых продуктов, например, этинол дает полиэтинол.

ПОЛИМЕРЫ (МАКРОМОЛЕКУЛЫ). Вещества, которые возникают при полиреакциях трех типов (соединение одинаковых мономеров):

Полисоединения – образование макромолекул при одновременном разделении протонов. Для полимеризации принимает перегруппировку в молекуле мономера. Например, ЕР, ПУ.

При нанесении дают эффект «освежения» вещи.

ПРОРЕЗНАЯ РЕЗЬБА  выполняется в плоскорельефной технике (с плоским орнаментом) или в технике рельефной резьбы, не имеющей фона. Прорезная резьба с плоским орнаментом применялась для украшения старинной русской мебели XVII века, позднее также широко употреблялась в различные стилевые периоды производства художественной мебели.

ПРОТРАВЫ — медный и железный купорос, двухромовокислый калий, марганцовокислый калий и ряд других — применяют для имитации таких редких пород древесины, как черное дерево, серый клен, атласное дерево и других.

РАЗБОРКА, то есть демонтаж предмета мебели или его частей в случае потери жесткости соединений конструктивных узлов; обширной поврежденности лакового слоя; конструктивных утрат элементов и необходимости их восполнения; многочисленных отслоений, утрат фанеровки, коробления и сквозных трещин; для проведения дезинфекции и укрепления древесины.

РАСТВОРИТЕЛЬ. В целом, это средство, применяемое при очистке поверхности. Чем меньше молекулярная масса, тем выше давление пара, тем ниже вязкость и выше поверхностное натяжение растворителя, тем быстрее он может проникнуть в твердые слои. Большинство растворителей меньше по плотности, чем вода, но тяжелее ее паров. Они действуют физически, захватывая соединительные связи молекул растворенного вещества.

РЕДУКЦИЯ. Реакция, при которой отсутствует оксид азота. CuO + H2 = Cu + H2O. Водород является восстановителем, который окисляется. В частности: редукция - усиление электронов атомов, ионов или их соединений. Восстановитель сам окисляется.

РЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА - вырезанное на дереве украшение, выступающее над фоном на 5-8 сми выше. Она выполняется путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне и различных выемок на плоскостях этого орнамента. В композицию рельефного орнамента может быть включен широкий круг мотивов: растительный и животный мир, вазы, эмблемы, профильные детали и другие элементы.

САНДАРАЧНЫЙ ЛАК получается путем растворения так называемой сандарачной смолы в спирте, не водостоек, окрашен в желтовато-красный тон; в мебельном производстве имеет незначительное применение.

СКОРОСТЬ ИСПАРЕНИЯ.Время, необходимое для испарения определенное количество растворителя. Пример: этанол - 8.3 и диацетоновый спирт –147.

СКУЛЬПТУРНАЯ РЕЗЬБА - работы по дереву, не имеющие орнаментального ритма украшений, не связанные с фоном изделия, за исключением барельефа, отрывающегося от фона. Такой вид резьбы под силу только мастеру, который соединяет в себе талант художника и опыт столяра/резчика по дереву. Некоторые из наших скульптур из дерева можно найти в этой статье "Скульптура из дерева и других материалов".

СМЫВКА помогает удалить нежелательные красочные и иные слои, например, лака (на дереве), красочной эмульсии, двухкомпонентных красок, акриловых и других красителей, нередко состоящих из смеси органических растворителей и других добавок. При реставрации, в случае, если состав красителя или лака неизвестен, лучше отказаться от этого способа, так как это может вызвать неблагоприятное воздействие на предмет.

СОЕДИНЕНИЕ НА «ГЛАДКУЮ ФУГУ» - соединение досок на гладкую фугу, ослабленное в результате коробления щитов и усушки, укрепляют поперечными шпонками трапециевидного или прямоугольного поперечного сечения.

СОЕДИНЕНИЕ НА НАГЕЛЯ - соединения отдельных элементов на нагели круглого сечения.

СОЕДИНЕНИЕ НА УС - соединение мебельных элементов, которое состоит в наложении одного элемента на другой по наклонному срезу.

СПИРТОВЫЕ ЛАКИ. 30—35-процентные растворы естественных или искусственных смол в этиловом (винном) 95—98-процентном спирте. В отдельных случаях в рецептуру некоторых спиртовых лаков вводят пластификаторы, дополнительные растворители (бутиловый спирт и другие) и красители. Наносят спиртовые лаки тампоном, кистью и распылением. Срок полного высыхания пленки составляет 2 часа, высыхание от пыли — 15 минут. В зависимости от вида растворенной смолы различают шеллачные лаки, шеллачно-канифольные, лаки на основе копалов (ископаемых смол), абиетиновые, идитольные, канифольно-идитольные и некоторые другие.

СПИРТОВЫЕ ПОЛИТУРЫ - растворы смол в спирте в сравнительно незначительной концентрации — 7—12%. Наносят политуры на отделываемые поверхности исключительно тампоном, тончайшими слоями. Изготавливаются на естественных и искусственных смолах. Наиболее распространены политуры, изготовленные на шеллаке. Они разделяются на бесцветные, светлоокрашенные и темные. Пленки шеллачных политур отличаются высоким блеском и эластичностью. Для отделки высококачественной мебели с сохранением натурального цвета древесины применяют политуры, изготовленные на отбеленном шеллаке.

СРЕДСТВА ОКИСЛЕНИЯ. 

Вещества, которые имеют тенденцию :поглощения электронов, и, следовательно, могут окислять другие вещества, лишая их электронов. Это галогены, H2O2 и др.

СРЕДСТВА РЕДУКЦИИ. Вещество, имеющее сильную тенденцию выпускать электроны и поэтому необходимое для реакции восстановления. Сильные редукторы -. все металлы, которые легко отдают электроны. (Базовые металлы): щелочные металлы и водород.

СУХАРИ - укрепление соединений элементов мебельной конструкции и их соединений с помощью соединительных накладок («сухарей»), применяют в том случае, когда мебель не подлежит демонтажу. «Сухари» изготавливают из мягких, хорошо клеящихся пород дерева (липа, тополь).

Твердые восковые масла – образуют.

ТЕМПЕРАТУРНО-ВЛАЖНОСТНЫЕ УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ МЕБЕЛИ И ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА. Идеальными условиями хранения мебели из дерева являются такие показатели, как влажность 50-60%, температура 18-21 градус. Особенно это важно для фанерованной мебели. Под воздействием солнечного света происходит разрушение лаковой пленки отделочного покрытия мебели. Наиболее опасным для мебели является прямой солнечный свет, имеющий в своем составе ультрафиолетовые лучи. Важным фактором сохранности также является состав атмосферы, то есть помещение должно быть хорошо вентилируемым.

ТОНИРОВАНИЕ. Обработка с помощью раствора, которая в случае древесины останавливает процесс потемнения и пожелтения. Некоторые породы древесины могут быть сильно осветлены с помощью щелочи. При сильном щелочном тонировании  богатая дубильными веществами древесина образует под воздействием щелочи дубильные соли, которые дают темную серую окраску – эффект, часто применяющийся, чтобы придать вещи «старый», слегка «подкопченный» вид.

ЦЕЛЛЮЛАЗА - фермент, обнаруженный во многих разрушающих древесину микроорганизмах и превращающий целлюлозу в глюкозу.

ЦЕЛЛЮЛОЗА – углевод из группы полисахаридов. В 1,4-связи он полимеризуется и таким образом формирует несущий каркас дерева.

ШПОН (ФАНЕРА). Для облицовки старой мебели использовали пиленый шпон толщиной 2-3 мм. В настоящее время из-за применения станков и современных технологий такого шпона нет.

ШПУНТ И ГРЕБЕНЬ - соединение двух деревянных элементов, которое используют в том случае, когда соединяемые места конструктивных элементов имеют прямоугольную форму, например, две складываемые доски.

ЩЕЛЛАЧНЫЕ ЛАКИ. Лаки на основе шеллачных смол. Шеллачные смолы представляют собой продукт жизнедеятельности особого вида насекомых тропических стран. Есть низшие сорта, в виде кусков темнокоричневого цвета, например марки «АС», листовой шеллак, марки «TN»; улучшенные сорта в виде круглых лепешек - пуговичный шеллак светло-желтого цвета в виде чешуек. В некоторых сортах, в частности в отбеленном шеллаке, содержание воска составляет всего 0,2%, в светлом листовом шеллаке — от 3,6 до 7% и в темных — от 8 до 10%. Отбеливание заключается в обработке водных щелочных растворов шеллака хлорной известью с последующей нейтрализацией раствора соляной кислотой. Выделяющийся при этом отбеленный шеллак собирают, промывают, отжимают и высушивают. Спиртовые шеллачные лаки обычно изготовляются на месте потребления путем растворения шеллака в спирте. Пленки шеллачных лаков и политур недостаточно водоустойчивы, но обладают высоким блеском, достаточной твердостью и эластичностью, хорошо шлифуются и полируются.

ЩЕЛОК в основном применяется при работе с масляными красками и лаками, а также алкидными лаками; в современных лаках на водной основе (акриловые лаки) и эмульсионных красках щелок не используется. В качестве возможных средств,  заменяющих щелок могут служить щелочные едкие жидкости, такие как аммиак, гидроксид натрия, гидроксид калия.



яндекс.ћетрика