Реставрация киота с позолоченной резьбой

Реставрация киота с позолоченной резьбой

Реставрация киота и любой другой церковной атрибутики требует немалого мастерства и особого внутреннего настроя.

Киот (от греч.— ящик, ковчег) — деревянный шкафчик или полка для икон, особым образом украшенные. Это, с одной стороны, дополнительное украшение иконы, и способ ее защиты от внешних неблагоприятных воздействий (климат, влажность, колебания температур, физические повреждения, загрязнения), а также декоративное средство, позволяющее гармонично включить икону в любой интерьер, будь то храм или дом.

Прообразом современного киота можно считать Ковчег, созданный Моисеем, в котором хранились Скрижали Завета. Пора расцвета искусства создания таких изделий у нас наступила еще в Древней Руси. Мастера-древоделы в те далекие времена талантливо соединяли свой опыт в деле обработки дерева и византийские традиции изготовления киотов как для икон, так и для мощей святых. У них получались настоящие храмы в миниатюре со своим неповторимым образным рядом и колоритом.

Затейливо, ярко, динамично смотрятся киоты эпохи барокко. Пышность бутонов, сочность виноградных лоз, веселость херувимов, подчеркнутые позолотой, будто намекают молящемуся о красоте и изобилии райских кущ. На их фоне строги и торжественны киоты, созданные в духе классицизма, с античными пилястрами и антаблементом. Стиль модерн конца 19 – начала 20 веков, наоборот, вернул киотам их русское своеобразие, возродив интерес к старинным отечественным приемам, мотивам и узорам.

Сейчас киоты изготавливаются в самых разных стилях, размерах, формах. Объединяет их жесткие технологические требования, главное из которых – долговечность. Поэтому, как правило, делаются киоты из твердых пород - дуба или сосны, а для резного декора применяется «мягкая» липа. Учитывается также необходимость поддержания специального микроклимата внутри киота. Важным аспектом всегда было то, как оформляется киот. Как и икона, он «говорит» с молящимся языком символов. Поэтому резьба, инкрустации, тонирование, эмали, позолота или серебро  - все, что составляет киот, должно быть связано с христианской символикой, а также, что очень важно, и зрительно, и по смыслу как бы предварять духовное «общение» молящегося с иконописным образом.

Хорошо сделанный киот – произведение искусства, имеющее свою историческую ценность. Подобно иконам, которые они оберегают, киоты могут служить не одно столетие и превращаться в бесценные реликвии. Их всеми силами сохраняют и, в случае необходимости, восстанавливают.

Реставрация старинного киота из дерева требует высокой квалификации от реставратора. Здесь большую роль играет не только знание методов реставрации, но и владение знаниями в области христианского православного декоративно-прикладного искусства, а также особый духовный настрой. Иконы создаются с постом и молитвой. Киоты, на наш взгляд, тоже должны делаться и реставрироваться человеком, который провел над собой определенную внутреннюю работу, получил благословения от духовного отца.

Вооружившись знаниями, опытом и верой мастера «Рунос» дают новую жизнь этим миниатюрным храмам из дерева.

Интересна и примечательна история реставрации киота, поступившего к нам из одного небольшого храма Санкт-Петербурга. Предположительно, он относится к началу 20 столетия, и время на нем неумолимо оставило свои отпечатки.

При осмотре киота были выявлены следующие проблемы:

  • утраты фрагментов позолоченной резьбы (листьев, ягод);
  • частичное отсутствие шпона и древесины;
  • отслоение шпона;
  • лакокрасочное покрытие потемнело, выгорело, а местами и полностью отсутствовало;
  • в отдельных местах были видна следы неумелых попыток реставрации и подновления (кнопками приколочен кусок шпона!).

Киоты срочно требовалось восстановление, а именно:

  • реконструкция утраченных фрагментов резьбы и их позолота;
  • замена подгнившей древесины на новую, но той же породы;
  • восстановление изначального шпона и замена на новый на участках, где это, к сожалению, уже невозможно;
  • удаление старого лакокрасочного покрытия;
  • покраска киота в тон, выбранный заказчиком.

В общей сложности на работу ушло чуть более двух недель.



яндекс.ћетрика