Реставрация сени и воссоздание царских врат в Успенском соборе Тихвинского мужского монастыря

Реставрация сени и воссоздание царских врат в Успенском соборе Тихвинского мужского монастыря

Успенский собор в Тихвине – сокровищница памятников церковного декоративно-прикладного искусства, многие из которых, к сожалению, долгое время были в плачевном состоянии и требовали реставрации.

Иконостас собора, установленный еще в 1624 году, дошел до нас в почти неизмененном виде. Он представляет собой высокий шестиярусный иконостас с большим количеством позолоченной резьбы (липа). Естественно, что за долгие годы некогда сверкающая позолота поблекла, а многие резные элементы стали ветхими или вообще были утрачены.

За два года, то есть в 2002 году, до такого знаменательного события, как возвращение из США чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери началась масштабная реставрация иконостаса. Нашим мастерам, участвовавшим в реставрационных мероприятиях, предстояло восстановить царские врата и алтарную сень.

Царские врата - главные врата перед престолом в православном храме. Они символизируют врата в Рай, поэтому их убранство отличается пышностью, обилием декоративных элементов.

Сень (от старославянского слова «сьнь») — элемент архитектуры в виде балдахина или навеса, возводившийся над алтарём.

Сень покрывали множественные трещины, в том числе в местах склейки. На ней наблюдались утраты резьбы.  Отсутствовала центральная резная рама сени, крупный фрагмент в правой части, цветы и другие детали. Поверхность памятника изобиловала сильно въевшимися загрязнениями.

В столь неудовлетворительном состоянии сень доставили в мастерскую, где и проводилась ее реставрация.

Реставрация сени иконостаса включала в себя следующие  работы:

  • Сопряжения с  трещинами разбирались, удалялись старые гвозди.
  • Удалялись загрязнения и следы краски с помощью смывок, а старый клей – водными компрессами.
  • Участки  с гнилой древесиной подновлялись новой, которая приклеивалась на осетровый клей.
  • Трещины заделывались рейками, твердость и влажность которых соответствовала реставрируемым образцам.
  • В отверстия от гвоздей после обработки методом сверления вставлялись деревянные пробки.
  • Для реконструкция центральной части сени сначала были вылеплены модели в пластилине по архивным фотографиям, а затем выполнялись деревянные фрагменты.
  • Незначительные повреждения замазывались  мастикой на осетровом клею и древесной муке.
  • В итоге вся поверхность памятника была обработана антисептиком.

После проведенных реставрационных мероприятий сень вновь заняла свое место в иконостасе Успенского собора Тихвинского монастыря.

Более сложным делом оказалась воссоздание царских врат иконостаса по сохранившимся фрагментам. По архивным фотографиям делались модели в мягком материале, по которым в дальнейшем резчики изготавливали детали врат (рамы, цветы, притворная планка и т.д.) 

И каждый из гостей этого замечательного места может взглянуть на нее и оценить проведенную работу.



яндекс.ћетрика